|
Глава 9 Родительское
собрание “ ...Мне красный галстук, как трамваю
шоколадка. Быть
космонавтом, Белкой, Стрелкой не хочу...” “Так
жить нельзя, я понял в раннем малолетстве, И
школу-быдловку я стал не посещать...” (Группа “Беломор-канал) Школу он ненавидел всей душой. Учёба сама по
себе тоже не нравилась, но это ещё куда ни шло.
Жгучее неприятие вызывала унижающая атмосфера навязчивого коллективизма и
подчинения. Не понимал, зачем нужны звенья со звеньевыми, председатели
отрядов, сами отряды, различные активисты и должности. Получалось так, что
там меньше учили, чем дрессировали, подавляя только-только начинавшие
обозначаться ростки личности. В этой системе всё было продумано до
мелочей. Школьная форма с фуражкой и солдатским ремнём, с тем лишь отличием,
что на пряжке и на кокарде вместо звезды, молотка и серпа красовалась буква
“Ш”, типа школа значит. Ходили непременно строем, впереди председатель
отряда, впереди каждого “звена” – “звеньевой”. Малыши
привыкали. Эта привычка к хождению и нахождению в стаде закреплялась и в
последующем. И так до выпускного класса, затем кульминация обработки – армия.
Оттуда уж выходили совсем оболваненные, а если кого
и не удавалось сделать полной машиной, ну бывает, то, по крайней мере, страх
имели и субординацию знали. В общем, страна “клепала” нужных граждан. Парнишка он был вроде тихий, а
что-то шкрабов настораживало. Профессионалы всё-таки,
нутром чуяли, что распинаются напрасно. Ну, приёмчиков
всяких, педагогических, а по большей части иезуитских, школьные работнички
знали множество – не одно ж поколение в бараний рог сворачивали. На этого, вроде как и
не строптивого, но чем-то настораживающего малого, надели белую полотняную
торбочку с пришитыми крест-накрест кусочками красной ленты, объявив, что
назначают его “санита-ром” и вменяют в обязанность проверять чистоту рук у входящих в помещение одноклассников.
Вместо ожидаемого местными “песталоци” чувства
ответственности, “назначение” вызвало чувство стыда. Он шёл недолгой дорогой
от дома до так быстро опостылевшей
школы, опустив глаза и не зная, куда деться вместе с этой идиотской
сумочкой и лежащим в ней кусочком ваты. Семья жила бедно, в принципе, как и почти все в то послевоенное время. Сменив фуражку с “Ш” на кокарде на невесть откуда взявшуюся драную партизанскую “кубанку”, семилетний пацан помогает отцу чинить крышу сбитого из досок полугнилого сарая. Тут во дворе появляется учительница. Принято так было: ходит по дворам учительница и проведывает своих “подопечных”. Это в её обязанности входило. То, что училка “застукала” его на крыше за “ работой”, пацана крайне смутило. Стыдясь и самой работы, и драной своей одежды, и молотка в руках, малой не знал как отреагировать на такое вот “разоблачение”. Что-то внутреннее подсказало сдвинуть залихватски набекрень “кубанку” и ухарски так спрыгнуть с крыши. Благо сарайчик невысокий был. Потом, время-то голодное, семья вместе с учительницей хлебала ячменную похлёбку, приправленную луком. Он лук этот, варёный, терпеть не мог, и это, с уклоном в педагогику, общение за маленьким, сколоченным из досок, самодельным столом, и весь этот двор с его сараями. Приходилось подыгрывать взрослым, изображая примерного, читай послушного, ученика, помогающего отцу по хозяйству. Откровенное кривляние в угоду вот этой училке и родителям. А в душе бурлили совсем другие страсти, а в голове были совсем другие мысли. И сознание, что вот подстраиваешься, выдавая себя за паиньку-засранца, выводило из себя, калеча не устоявшуюся ребячью психику. Ему было стыдно до слёз, деться не знал куда. Знал бы – делся бы. В общем, прилежный мальчик возненавидел школу с первого класса. Внутренний, в принципе, не осознаваемый по малолетству протест, находил выход в поступках, на первый взгляд с логикой-то не вязавшихся. |
В шестом
классе стал злейшим врагом директрисы. Та его не переносила за
непочтительность, он платил той же
монетой. А на уроках откровенно спал, причём не “понарошке”,
поскольку приходилось бывало будить. Спать научился,
глядя в глаза учителю, а “отключка” полнейшая, – это
настолько было не интересно находиться
в классе. И управы на пацана никакой не было.
“Прокол” вышел всего один раз и с самой неожиданной стороны. Как-то со скуки
скомкал лист бумаги, поджёг и бросил между рядами. Катится это в сторону
учителя и горит. Тот вскочил: – Я видел, это ты бросил! – А я не бросал. – Как?! И педагог побежал жаловаться директрисе. Тут вся забава только и
начиналась. – Да ничего не бросал я, это ему показалось. – А кто же бросил?! – А я не знаю. Месть за школьную тягомотину
обрастала весёлыми эпизодами. А “шкрабы” терпели
одну неудачу за другой, когда решились они на последнее средство –
родительское собрание. И тут сказались неопытность и юный возраст
“разбираемого”. Всё началось, естественно, с начала. – Ты почему хулиганишь,
бумагу поджёг и бросил?! – Никакой бумаги я не бросал, чего от меня хотите? – Но все же видели, как ты бросал…! – А вы все врёте или вам показалось. Он упирался так убедительно, что
большинство находившихся в классной
комнате, уставших на работе и пришедших на родительское собрание, начинали
уже сомневаться в справедливости выдвигаемого обвинения. Поддалась на эту
игру и мама, вызванная выслушивать
нелицеприятные высказывания в адрес сына. – Так я хочу знать, кидал мой сын или не кидал? И тут, ко всеобщему
удивлению, юный хулиган опустил
взгляд долу и внятно так произнёс: – Кидал. Ну
как мог он соврать матери, не в его это было уже установившихся принципах. В
общем, так вот, неожиданно для
“наехавших” на него педагогов,
проиграл он этот раунд. Отомстил он, набившей
оскомину школе, много лет спустя, когда на таком же
педсовете, совмещённом с родительским собранием “разбирали” уже его сынулю. Ну не нравилось совпедам
что-то в поведении да во внешнем облике мальчика, а отцу, так нравилось в нём
буквально всё. На педсовет тот пришёл с единственной целью: послать там всех
на х… Для разогреву дал
всем возможность высказаться. Все и рады стараться, высказываются. Классной
бы уже и закончить мероприятие, птичку поставить и лады. Завуч тоже домой
хочет, а активисты, родительский комитет и примкнувшие, – всё не унимаются.
Он уже и пожалел что зашёл, слушает стандартные фразы о советском воспитании,
надоело, уже и посылать рас хотелось. Как тут то ли папаша чей-то, то ли дед
вопрошает: – Как вы могли допустить не
подобающее советскому школьнику поведение сына?! – Молодец, старый идиот,
– подумалось – сам напросился. И впялившись в ветеранскую рожу кривой усмешкой,
интересуется: – И чего это, тут ещё вопросы задают? – Да, задаём, вот расскажите коллективу почему так воспитываете сына?! – Это вы-то коллектив? Дед закипятился, клюнул на
наживку: – Да, мы коллектив! – Да нет
же. – А кто мы, кто?! – А сброд вы, сброд. С этими словами он встал и не спеша прошёл к двери, оставив этих, как он считал, дурачков, “переваривать” итоги собрания. Между первым педсоветом и вторым пролегал большой отрезок жизни. Было такое, что хотелось бы повторить, и такое, о чём и вспоминать не хотелось. И на протяжении всего этого куска бытия часто ловил себя на мысли, что не любит, скорее даже ненавидит “толпу”. “Толпа” отвечала ему тем же. |